Храм Чонме является самый старый из сохранившихся конфуцианских святынь. Построенный в период династии Чосон (1392-1910), святыня существует в ее настоящем виде начиная с 16-ого столетия. Здесь хранятся таблички, по которым несколько веков учились члены королевских семейств. С 14-ого столетия здесь сохраняются ритуальные церемонии, музыка, песни, танцы.
Строительство храма Чонмё началось в 1394 году: сразу, как только было принято решение о переносе столицы нового государства из Кэсона в город Ханъян (так раньше назывался Сеул). По канонам градостроительства того времени, родовой храм должен был располагаться с левой стороны от главного королевского дворца. Поэтому Чонмё соорудили к востоку от дворца Кёнбоккун. После окончания строительства в храм сразу были доставлены поминальные дощечки четырёх поколений предков первого короля (вана) новой династии – Тхэчжо.
Комплекс храма состоит из нескольких зданий, главные из которых Чончжон и Ённёнчжон. Они были разрушены во время Имчжинской войны (1592-1598), но уже в 1608 году при ване Кванхэгуне полностью восстановлены. В дальнейшем в общий архитектурный облик храма было внесено ещё несколько незначительных дополнений, после чего он больше не менялся. Сейчас в здании Чончжон находятся девятнадцать небольших залов, в которых размещены поминальные дощечки королей и королев государства Чосон, включая вана Тхэчжо. В здании Ённёнчжон же шестнадцать подобных залов, где хранятся поминальные дощечки четырёх поколений предков вана Тхэчжо, которым королевские титулы были присвоены посмертно.
Тогда же храм был не только хранилищем поминальных дощечек королей и их предков, но и местом, где проводилась церемония поминовения королевских предков и жертвоприношения их духам. Церемония получила название Чонмё чере, и с самого своего появления считалась важнейшим государственным ритуалом эпохи Чосон. С 1971 года ее регулярно проводят один раз в год в первое воскресенье мая. Сегодня это событие очень популярно как среди корейцев, так и среди гостей страны. Традиционно ритуал проводили ван, наследный принц и его братья, а также другие члены королевской семьи (но только мужчины). Им помогали и некоторые придворные, обладавшие высоким статусом. Сегодня ритуал проводится потомками королевского родового клана Ли из Чончжу.
Ритуал проходил в несколько этапов. За три дня до церемонии участники должны были полностью очистить тело и душу. Для этого им нужно было воздержаться не только от любых развлечений, но даже от служебных дел и участия в других государственных церемониях. В день проведения ритуала все его участники занимали положенные места, и распорядитель объявлял начало церемонии. Она состояла из нескольких частей. В первой, называемой Сингвалле, участники приветствовали духов. Для того, чтобы призвать духов из другого мира перед поминальной табличкой предка возжигались курения, и в специальное отверстие наливалось традиционное вино ульчханчжу, изготовленное из риса и шафрана.
После шёл ритуал жертвоприношения духам предков Чхончжоре. Зерно перемешивалось с маслом и кровью жертвенных животных (обычно коровы и свиньи) и поджигалось. Считалось, что именно таким способом духи могут почувствовать аромат жертвенной еды и принять её. С помощью такого ритуала духов просили о хорошем урожае на следующий год.
Следующий этап церемонии – Чхохолле – преподношение духам первой чаши вина. В это время начинают читаться особые молитвы и хвала покойным государям. После чтения все участники церемонии кланяются предкам, выказывая таким образом свою благодарность и почтение.
Далее духам королевских предков преподносились вторая и третья, последняя, чаши вина. В заключение все свитки с текстами молитв и славословий собирались и сжигались. Ритуал заканчивался тем, что все участники садились на возвышении у храма и совершали четыре глубоких поклона предкам и их духам.
Музыка, сопровождавшая ритуал Чонмё чере, называлась Чонмё череак. Это музыкальное произведение состояло из двух частей: потхэпхён и чондэоп. В первой части прославлялись гражданские заслуги и достижения покойных государей, а во второй – их военные подвиги. Каждая часть в свою очередь подразделялась на 11 отрывков.
Музыка Чонмё череак была создана великим ваном Сечжоном и позже доработана ваном Сечжо. С тех пор никаких изменений в композицию больше не вносилось, и эта музыка дошла до наших дней такой же, какой она была шесть веков назад.
Музыканты, исполняющие Чонмё череак, разделены на две группы. Первая – тынга – располагается на возвышении непосредственно перед святилищем. Вторая – хонга – занимает место у подножия храма. Хонга исполняет музыку во время обрядов приветствия духов предков, подношения им ритуальной пищи и прощания с духами. Музыка хонга всегда сопровождается пением. Тынга играет во время поклонов духам, обряда первого подношения вина, а также когда участники церемонии уносят ритуальные чаши. Тынга всегда исполняется без вокального сопровождения.
Чонмё череак исполняется на корейских традиционных музыкальных инструментах. Однако ритуал Чонмё чере сопровождала не только музыка. Одновременно исполнялись и два особых танца. Первый, называвшийся мунму, исполнялся под музыку потхэпхён. В ней, как уже говорилось выше, прославлялись гражданские заслуги покойных государей. В правой руке каждый танцор держал тонкую корейскую флейту с фазаньим пером. Второй танец, известный как муму, исполнялся под музыку чондэоп, воспевающую ратные подвиги королевских предков. Во время его танцоры были вооружены деревянными мечами, копьями и стрелами. Сами танцы представляли собой плавные покачивания из стороны в сторону и повороты участников. Танцоры обычно выстраивались в несколько рядов одинаковой длины, образуя собой, таким образом, форму квадрата. Сейчас в танце участвует 64 человека, по восемь в каждом ряду.
Как видите, ритуал Чонмё чере имеет глубокие традиции и большую историческую и художественную ценность. Каждый год в первое воскресенье мая любой желающий может прийти в храм Чонмё в Сеуле и своими глазами увидеть, как проводится уникальный ритуал Чонмё чере, а также послушать церемониальную музыку Чонмё череак. Красоту и историческое значение этого ритуала, а также самого королевского родового храма Чонмё признали не только в Корее, но и за рубежом. 18 мая 2001 года они были причислены к мировому наследию ЮНЕСКО, а в 2008 году включены в список важнейшего мирового нематериального наследия.